28 Май, 2021

Цена очеловечивания

Цена очеловечивания
Татьяна Бер

«Переплыть море» по мотивам сказки Карло Коллоди, реж. Луиза Гуарро (Италия), Рязанский театр драмы

…Каждое новое поколение могло бы вступить в жизнь,
вооруженное до зубов опытом родного отца и деда.
Но оно всякий раз хочет все испытать с самого начала.
(Людвиг Ашкенази)

Спектакль «Переплыть море» Луизы Гуарро — полуторачасовая нуар-сказка-притча для вполне взрослых зрителей с минимумом текста, лаконичным оформлением, глубокими смыслами и особым способом существования артистов на стыке драматического действия, пантомимы и театра кукол. Связь с куклами поддерживается в костюмах, точнее, в элементах костюмов: колпачки, накладные носы. Они у всех одинаковые, что подчеркивает универсальность, марионеточность, условность образов. Условность также одно из определяющих понятий в спектакле: условно пространство, условны персонажи, условен способ существования артистов, диктуемый этой условностью. Вещественный мир спектакля скуден: самое необходимое, без чего никак не обойтись, появляется будто из ниоткуда и в никуда же и возвращается. Все места действия обозначаются при помощи кровати, где она необходима, шкафа (он же домик) и четырех стульев.

Луиза Гуарро — итальянский режиссер преимущественно уличных спектаклей, обладающая умением воплощать глубокие смыслы в, на первый взгляд, стереотипных приемах. Спектакли Луизы завораживающе атмосферны, почти гипнотичны. Пространство спектакля расширяется до вселенского масштаба путем отсекания лишнего. Текст — вторичен, голос — вторичен, оценки неважны, движение само по себе тоже вторично, только возведенное в степень обобщение, из которого рождается типичная узнаваемая картина мира.

В спектакле «Переплыть море» есть и философские аспекты: смысл и бренность бытия. И социально-политические: неравенство любого вида, влияние социума на индивида, взаимоотношения человека с государством. И психологические: испытание дружбой, испытание предательством, страхом, надеждой. И через весь спектакль лейтмотивом проходит самое огромное потрясение для человека: смерть. Сама смерть, ее ежесекундная опасная близость, попытки ее избегнуть и неизбежность смерти, в конце концов. Но конец ли это или лишь начало чего-то нового? Каждый эпизод несет смертельную опасность для Пиноккио, но он ее минует до определенного момента, пока сам — по собственной воле — не решается выйти в море навстречу смерти. И тогда случается перерождение: Кукла становится Человеком. Но есть и обратная сторона такого превращения. Люди (спектакль «Переплыть море» отчетливо обозначает это) очень часто бесчеловечны, бесчестны, продажны, склонны к приспособленчеству, собственничеству, жестокости. Не потеряет ли Пиноккио цельность и наивность куклы, пусть и деревянной, по пути своего очеловечивания?

Все основные сюжеты и персонажи Карло Коллоди сохранены, иногда даны схематично, порой символично, временами гиперболично, в соответствии с мыслью режиссера, ее замыслом. Композиционное расположение сюжетов тоже сохранено, и история идет своим чередом. За исключением одного единственного момента: появления Фаты в дверях домика, куда Пиноккио стучится, спасаясь от Убийц. Это первое появление Фаты, но тут она уже «умерла от тоски и ожидания», потому что не дождалась мальчика, который обещал вернуться к ней. У Пиноккио же эта сцена еще впереди… Сюжеты смонтированы между собой таким образом, что в монтажный момент проясняются смыслы, и моменты эти отданы пантомиме. Например, то самое появление Фаты в дверях. Она появляется, но ничем не может помочь Пиноккио, потому что обманута, отвергнута, забыта. Сострадание и желание помочь ближнему, попавшему в беду, уничтожается нами самими. И что еще ужаснее: мужчины виновны в гибели женского в женщинах: Фата обвиняет их в этом. Или переменчивость мира, сумасшедшая скорость смены обстоятельств для героев, прибывших в Страну Наслаждений: сейчас ты свободен и счастлив, а в следующий момент ты забит до смерти человеком, который тебя купил. И ты «осел», потому как даже не заметил, как это случилось.

Переплыть море… Странное, завораживающее название, отсылающее зрителей сразу в финал сказки про Пиноккио, где смерть уже совсем рядом. Афиша точно рисует образ спектакля: маленькая человеческая фигура в утлом суденышке на просторе очень непонятного моря или неба. Огромное светило, скорее Луна, заливает мир зеленоватым светом. И всполохи тревожно красного вдалеке. Человек один… Одинок…

Пространство спектакля разделено на две неравные части нитяным занавесом Tripolina, который работает и как проекционный экран. Проекции в спектакле много, она направлена на создание атмосферы, порой еле уловимыми переливами морских волн, порой лицом угрюмого подростка. Пространство делится по принципу «там» и «здесь»: за Tripolina — это «там», а перед ней — это «здесь». С открытием занавеса действие начинается в пространстве «там»: с большой кровати медленно валятся человеческие фигуры, вкатываются в пространство «здесь», медленно и неловко поднимаются, расходятся по сцене и уходят вновь в пространство «там» — в большой шкаф, оставив «здесь» только одну фигуру, которая вскоре станет Пиноккио. Это своего рода визуализированная главная мысль спектакля: человек рождается, встает на ноги, идет по жизни и уходит в небытие. Далее все персонажи появляются из пространства «там» и уходят тоже туда же. Только Пиноккио до Страны Наслаждений не ведает пространства «там». Это символично, и дает возможность трактовать пространство. На сцене остается одинокая фигура спиной к залу в контровом свете одинокого софита.

И вдруг все меняется. Пространство «здесь» освещается, в него энергично врывается старый Джеппетто (Александр Зайцев) и начинает мастерить Пиноккио (Роман Горбачев). В спектакле «Переплыть море» почти везде сохранен принцип условности, и процесс изготовления Пиноккио из полена, конечно, условен: лишь руки мастера Джеппетто порхают вокруг сохраняющей до поры до времени неподвижность фигуры на стуле. Но вот работа мастера близится к завершению, и в пространство «здесь» тихо и незаметно проникает еще один персонаж: Пиноккио-человек, с внутренними переживаниями, сомнениями, страхами (Арсений Кудря). Они вместе осваивают ноги и тело. Сначала Пиноккио-кукла делает первые шаги один, как ребенок учится ходить под присмотром родителя, а потом, когда он подрастет, к нему приходит самосознание, возможность и необходимость действовать и принимать решения в виде Пиноккио-человека. И побег от Джеппетто уже совершен двумя Пиноккио, которые вполне освоились в этом мире, как им кажется. Пластические характеристики двух Пиноккио несколько отличаются. Пиноккио-кукла имеет более активную, часто именно кукольную пластику, чем Пиноккио-человек, движения и действия которого порой кажутся немного замедленными. От Пиноккио-человека веет покоем пространства «там», откуда он и появился. Это рождает аллюзии с бесконечностью жизни и бессмертием души. Так они и идут рука об руку, два Пиноккио, до конца. В мгновения, меняющие судьбу, в мгновения решающего выбора рядом с Пиноккио-куклой появляется Пиноккио-человек, доносящий до зрителя его страхи и ожидания, надежды и опасения, боль и отчаяние, любовь и верность, сомнения и выбор. Но в финале, когда путь пройден, бесценный опыт получен, список утрат долог, а смерть собрала свою жатву, остается только Пиноккио-человек. Вновь одинокая фигура одинокого человека. Но уже несомненно Человека. Со всеми человеческими достоинствами и недостатками.

Пиноккио-кукла, обретая ноги, дарованные ему искусной рукой Джеппетто, тут же, естественно, сбегает, желая расширить границы мира и набраться опыта. Опыт не замедлил себя ждать — опыт выживания. Джеппетто забирают карабинеры, а Пиноккио проходит первое жизненное испытание голодом и бездомностью. Сцена решена статично. «Здесь» два Пиноккио: один озвучивает невеселые мысли другого. На Tripolina проекция мальчишеского лица: одна сторона светлая, другая темная, как намек на дуализм человека — любой поступок имеет две стороны, любая мысль неоднозначна. «Там» Джеппетто под охраной карабинеров. С появлением Сверчка (Игорь Гордеев) Пиноккио-кукла обретает голос и самостоятельность. Кукла убивает Сверчка, который говорит ему неприятные вещи, кукла потом врет Джеппетто. Этот выбор бросает Пиноккио на колени — ложь. Впоследствии каждый выбор станет сразу отзываться Пиноккио: отдал Букварь — чуть не угодил в огонь, спас друга от огня — получил деньги от Директора театра. Причем последствия выбора очень жизненные, знакомые всем нам: был обманут — пошел к Судье — попал в тюрьму; оговорил себя — обрел свободу. Но эта закономерность остается, естественно, незамеченной Пиноккио — он еще слишком юн: горькие выводы не удел юности. Получив новые ноги, он вновь, с непосредственным эгоизмом малолетнего, требует от мастера Джеппетто еды, одежды, денег. В общем, являет весьма потребительское отношение к своему создателю.

Следующая сцена — искушение театром. Пиноккио отдает букварь за билет в театр, меняя таким образом реальность на иллюзию. Пиноккио попадает в театральный мир, воплощенный режиссером весьма образно: Директор-самодур и трепещущая запуганная труппа, предстающая в момент самовыражения Директора под музыку Тома Уэйтса. Актеры на некотором удалении от Директора тоже подергиваются то ли в такт музыки, то ли в такт движениям его рук. Но именно в театре, олицетворении иллюзии, но являющем средоточие истины, Пиноккио находит друзей и совершает первый в жизни Поступок: не позволяет разъяренному Директору бросить в огонь Арлекина вместо себя. Новый человек, да еще человечный человек в театре так ошеломляет Директора, что тот даже проявляет свои лучшие человеческие качества: никто не наказан, а Джеппетто обеспечен работой и деньгами. Это тоже сиюминутное последствия сделанного Пиноккио выбором.

Все артисты, занятые в спектакле, играют по нескольку ролей, кроме Романа Горбачева, который весь спектакль — Пиноккио-кукла. В спектакле заняты шесть артистов, которые играют все роли. Директор театра — Александр Зайцев, он же Джеппетто, один из Убийц, Дрессировщик и Доктор. Его труппа — все остальные: уже знакомые нам Арсений Кудря, который еще Арлекин и Сокамерник, и Игорь Гордеев — Сверчок, Судья, Доктор, Лучано, Пьеро, Прохожий, Карабинер, а также Андрей Блажилин — Убийца, Господин в Черном, Доктор, Пульчинелло, Карабинер, и Анастасия Альмухаметова (Полина Бабаева). Костюмы персонажей меняются тоже условно: добавляется узнаваемый элемент — мантия и парик Судье, головные уборы с ушами Ослам, шубы Мошенникам, саквояжи Докторам. И в этом приеме, когда один артист играет несколько ролей, можно предположить некоторый скрытый смысл в том, что Директор театра (Александр Зайцев) обеспечивает достаток Джеппетто (Александр Зайцев). Богатые мира сего способны порой на неосознанные филантропические жесты, так как на самом деле нет деленья на чуждых, богатых и бедных, добрых и не очень, а есть граница стыда. Человечность — это единственное и последнее, что объединяет людей и что есть в каждом.

Но благополучие быстро и грубо взламывается жуликами, жаждущими отобрать деньги у Пиноккио. В образе Убийц и Мошенников появляются артисты Андрей Блажилин и Александр Зайцев. На Убийце ярко-рыжая шуба, что категорически выбивается из цветового оформления спектакля. В спектакле цвета нет: условный мир бесцветен. И вдруг рыжая шуба — почему?

Итог противостояния Пиноккио с Убийцами в несколько сцен таков: если против грубой силы можно устоять хотя бы чудом (если ты деревянный, например, тебя нельзя убить ножом), то против обмана устоять куда сложнее. И итог этот печален: невиновный глупенький Пиноккио лишается денег и попадает в тюрьму, обратившись за помощью к Судье (Игорь Гордеев). Тюрьма обозначена четко очерченным световым пятном со стулом внутри.
Маленький одинокий человек не интересен и не нужен государственной машине. В тюрьме Пиноккио учится врать с целью получения выгоды: он оговаривает себя, чтобы получить свободу. Режиссер наглядно, даже несколько гиперболизировано показывает зрителю неадекватность законодательной и исполнительной власти по отношению к индивиду. Луиза Гуарро — социально ориентированный режиссер с четкой гражданской позицией. И она, прежде всего, говорит о несправедливости власти к человеку.

В противостояние Пиноккио и жуликов вклинивается сцена его чудесного спасения в доме Фаты (Анастасия Альмухаметова). В этой сцене используется прием «театр в театре»: перед Пиноккио разыгрываются его возможные похороны. Образ Фаты собирателен: некое обывательски воспринимаемое женское начало. Эта сцена, помимо прямого контекста, несет образное воплощение отношений мужчины и женщины: не зря она решена через кровать. Фата предполагает прекрасную совместную «семейную» жизнь, от которой Пиноккио сбегает, ссылаясь на папу, который его ждет. Фата проделывает все, что положено делать женщине: спасает, ухаживает, лечит, кормит, поит, заботится, но желает контроля и проявляет чувство собственничества, посему будет оставлена в одиночестве и трансформируется в нечто чудовищное ближе к финалу. Именно из уст Фаты — очень злая ирония — звучит сценарий усредненной человеческой жизни: родиться, учиться, работать, воевать, если будет необходимость, быть, как все, ходить строем — усредняться изо всех сил, дабы получить эфемерное усредненное «счастье», читай «благополучие». Примечательно, что Фата, как чудесное избавление, появляется «оттуда», не касаясь планшета сцены, будто летит. Но очень быстро приземляется. Кстати, у Фаты ярко-рыжие волосы. Это так же выпадает из бесцветности спектакля, как шуба Убийцы. Но связи снова не проявлены.

Побег Пиноккио из тюрьмы решен просто, но изящно: Пиноккио бежит на месте, а за ним медленно уходит свет, пока он не остается один в луче света. Только тогда Пиноккио останавливается. И не успев насладиться свободой, попадает в другую неволю, съев горсть чужого винограда. Виноград появляется из темноты, как непреодолимое искушение для страждущего. Но любое искушение предлагается рукой ближнего (яблоко Адаму предложила Ева). И виноградная ветка протянута человеческой рукой. Виноград чужой, а съев чужое, взяв чужое, взявший должен быть наказан. И Пиноккио пойман и посажен на цепь: теперь он служит сторожевой собакой, охраняет тот самый виноград и прочее, исправно облаивая потенциальных и настоящих воров. Но есть нюансы. 

И Пиноккио-человек, пока Пиноккио-кукла лает, объясняет зрителям, что теперь он способен на более сложную приспособленческую конструкцию, жизнь научила его, он приобрел опыт и может теперь потерпеть и выбрать удобный момент для каких-либо решительных действий. Пиноккио живет собакой в сговоре с ворами, которые делятся с ним добычей, но, подгадав момент, он выдает воров Хозяину (Андрей Блажилин), а взамен получает свободу. Вновь выбор, и последствия этого выбора. Как усложняется выбор, так и усложняются последствия. Оказывается, что выжидание удобного момента обернулось катастрофой: Джеппетто вышел в море один на лодке искать Пиноккио. Сцена моря красива, истинно кульминационна. 

Все залито синим светом. Море символизирует большое полотно пленки, а «волнуется» оно под рукой Фаты. Джеппетто сосредоточенно гребет посреди этого целлофанового моря. Гребет воображаемым веслом, стоя на стуле, вместо лодки, но гребет так, будто от этого зависит жизнь его и его потомков. Эта синяя сцена с волнующимся целлофаном, усиленная проговариваемым в микрофон текстом об одинокой фигуре в бушующем море, производит магическое впечатление. Через некоторое время Джеппетто оказывается поглощен синим целлофановым морем. А Пиноккио впервые чувствует боль утраты и оказывается готовым на все, чтобы спасти Джеппетто, своего отца, даже ценою жизни. Деревянный человечек уже настолько не деревянный, что бросается в неспокойное море, чтобы помочь своему отцу, которого он покинул, но к которому стремится. Эта сцена, кульминация, вскрывает еще один смысловой пласт — отношения «отцов и детей»: когда «отцы» отдают свои жизни «детям», порой буквально, а «дети» понимают это, конечно, но зачастую слишком поздно.

Далее идет некоторое количество сцен, которые объединены единым смыслом: это сцены умирания, ведущие к встрече Пиноккио и Джеппетто во чреве гигантской Акулы. Сначала Пиноккио оказывается вновь спасенным Фатой. Но это уже не та Фата, та умерла, а ее место заняла среднестатистическая женщина, адепт государства. Она экстатичными лозунгами рисует Пиноккио его грядущую «правильную» жизнь, а из пространства «там» строем выходят люди и радостно маршируют под лозунги Фаты. Общее идеологическое псевдоединение может очаровать одинокую потерянную душу. Пиноккио не хочет быть деревянным, он хочет стать настоящим человеком. А по словам Фаты выходит, что настоящим он очень даже может стать, подчиняясь правилам и живя, как того требует общество. Но Пиноккио неосознанно, со смесью любопытства и неоформленного еще протеста, отвергает этот путь, он выбирает повозку Господина в Черном (Андрей Блажилин), который везет детей в Страну Вечных Наслаждений. Сформулированный протест озвучивает нам Пиноккио-человек очень скоро, буквально в следующей сцене. А пока Пиноккио садится в повозку следом за другом Лучано (Игорь Гордеев). Вывод очевиден: сколь бы ни были сомнительными обещания Господина в Черном, они привлекательнее и заманчивее работы, работы и работы на благо государства. Под прекрасную музыку Пиноккио, Лучано и компания умирают еще раз: отправляются в Страну Наслаждений.

Следующая сцена осознания смерти, смертности, хрупкости человека и несправедливости жизни и смерти – Пиноккио и Лучано превращаются в ослов. И Хозяин цирка (Александр Зайцев) забивает Лучано на глазах Пиноккио. Это убедительно определяет для него дальнейший путь подчинения, Пиноккио-осел делает выбор, а внутренний монолог мы слышим из уст Пиноккио-человека: человеческий протест против нечеловеческой жизни. И смерти. Но путь подчинения всегда недолог и не имеет счастливого исхода. Ослик Пиноккио ломает ногу и больше не годится для выступлений. Его бросают в море.

В спектакле много персонажей, но мало артистов. Разные места действия, но мало декораций. Много действия, но мало текста. Пустое черное пространство мира, где разворачивается действие, в котором действуют не совсем обычные персонажи — марионетки. Композиция кажется не очень стройной и упорядоченной, производит впечатление некоей отрывочности и фрагментарности. Но если укрупнить историю, рассказанную в спектакле «Переплыть море», взглянуть шире, то она обретает стройность. Это история человека от рождения до взросления – это раз. Укрупним еще: это история жизни человека от рождения до смерти. И еще более глобальное обобщение: это история о непрерывном цикле жизни, когда точек не существует, а есть только цикл, круговорот. Тогда фигура Пиноккио-человека приобретает характеристики проводника, человеческой сущности — души.
В финале Пиноккио встречает Джеппетто в желудке огромной рыбы. Джеппетто сломлен и смирен, но Пиноккио убеждает его, что необходимо двигаться вперед, что никто не ведает, что там дальше. Вновь из пространства «там» возникает кровать. Теперь уже как символ старости, болезни и смерти. Но уход из жизни может быть началом чего-то иного, радостного, неизведанного, что может ознаменоваться танцем: фантасмагория, детская непосредственность, смерть… Танец захватывает всех персонажей. Финальный уход персонажей из «здесь» закольцован с началом спектакля: только теперь они скатываются с кровати в «там». Ощущение праздника и счастливого финала истории не покидает, пока на сцене «здесь» не останутся двое: умирающий старик на постели и Пиноккио, прошедший длинный трудный путь, переплывший море и ставший, наконец, Человеком.

Татьяна Бер - студентка РГИСИ.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.

5 ноября 2021 г.

То, что дрожит и болит

Ольга Гурфова пишет о спектакле «Сказки Черного леса» по сказке Вильгельма Гауфа. Национальный театр Республики Карелия, Петрозаводск, реж. Артем Устинов.

31 октября 2021 г.

Аллегория бренности славы

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Иванов» Антона Чехова, Русский драматический театр Республики Башкортостан, режиссер Григорий Лифанов, художник Дмитрий Разумов.

22 октября 2021 г.

Между гостем и Богом

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Дом Бернарды Альба» Федерико Гарсия Лорки, реж. Диана Добрева (Болгария), Театр театр, Пермь.

19 октября 2021 г.

Преодолеть дурную бесконечность

Алина Арканникова пишет о спектакле «Sak-sok», хореограф Нурбек Батулла, Театральный центр MOÑ, Казань. Спектакль был показан на фестивале «АртМиграция-2021».

13 октября 2021 г.

Параллельно розовым мечтам

Лидия Фрицлер пишет о спектакле «Корея 03», Бурятский национальный театр драмы имени Хоца Намсараева, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль был показан на фестивале молодой режиссуры «Артмиграция-2021».

30 сентября 2021 г.

Глазами болезни

Ксения Раздобреева пишет о спектакле «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому, реж. Олег Пермяков, Забайкальский драматический театр, Чита

28 сентября 2021 г.

Оттенки власти

Елена Жданова пишет о спектакле «Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

23 сентября 2021 г.

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

Александр Воронов беседует с режиссером Игорем Лысовым. 15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая».

9 сентября 2021 г.

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

1 сентября 2021 г.

Скрипач нужен

Ирина Винтерле пишет о спектакле "Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

3 августа 2021 г.

Чайка в черном ящике

"Чайка" Антона Чехова, реж. Пётр Шерешевский, Камерный театр им. В.А. Малыщицкого, Санкт-Петербург. Спектакль был показан на V Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», Кинешма

19 июля 2021 г.

Между шин

Горка" Алексея Житковского, реж. Павел Макаров, Приморский театр молодежи, Владивосток

За последние два года Приморский театр молодёжи заметно обновил свой репертуар. В ряду новых постановок оказалась и «Горка» по одноимённой пьесе Алексея Житковского. Премьера состоялась ещё осенью 2019 года, но спектакль до сих пор вызывает бурную и неоднозначную реакцию. Пьеса новая, ещё не успела заручиться автоматическим и беспрекословным авторитетом. К тому же режиссура Павла Макарова оказалось непривычной для многих зрителей.

12 июля 2021 г.

Дочь артели

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Жизель Ботаническая» по рассказу Эдуарда Кочергина и монологу Екатерины Тимофеевой, реж. Дмитрий Егоров, Стерлитамакский русский драматический театр, Башкортостан

4 июля 2021 г.

На паузе

Мария Бекк пишет о спектакле "DJ Чехов" по "Трем сестрам" Антона Чехова, реж. Эдуард Шахов, Хакасский театр русской драмы имени М.Ю. Лермонтова, Абакан

24 июня 2021 г.

Король и королёк

Лара Бессмертная пишет актерский портрет: Евгений Карпов и Сергей Уманов в роли Лира в спектакле «Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира, реж. Лев Эренбург, Небольшой драматический театр, Санкт-Петербург

20 июня 2021 г.

Тоска по утраченному

Екатерина Кузьмина пишет о спектакле «Рассказы Константина Треплева» по мотивам пьесы Антона Чехова «Чайка», реж. Гульнара Галавинская, Московский драматический театр на Перовской.

11 июня 2021 г.

Поглощенная степью

В нашем блоге для молодых театральных критиков  новая публикация. Розалия Махмутова пишет о спектакле «Амеля» Николая Крашенинникова, Башкирский национальный театр драмы имени Мажита Гафури, художественный руководитель проекта — Айрат Абушахманов, хореограф Алина Мустаева

4 июня 2021 г.

На дне воспоминаний

В блоге для театроведческих дебютов «Старт Ап» СТД РФ - новая публикация. Евгения Ноздрачёва пишет о спектакле «Республика» Сергея Давыдова, Русский драматический театр, Стерлитамак, Башкортостан. Режиссёр Людмила Исмайлова

28 мая 2021 г.

Цена очеловечивания

В блоге для театроведческих дебютов «Старт Ап» СТД РФ новая публикация. Татьяна Бер пишет о спектакле «Переплыть море» по мотивам сказки Карло Коллоди, реж. Луиза Гуарро (Италия), Рязанский театр драмы.

11 мая 2021 г.

Из парка развлечений в парк разочарований

В блоге для начинающих театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ — новая публикация. Полина Куревлева пишет о спектакле «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, реж. Дмитрий Черняков. Большой театр

9 мая 2021 г.

Да или да

В блоге для театроведческих дебютов «Старт Ап» СТД РФ — новая публикация. Алиса Литвинова пишет о «A.I.Q. Test» Габбилена Галычева.

29 апреля 2021 г.

Bad Boy «Коляда-театра»

В блоге для начинающих театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ — новая публикация. Екатерина Тимофеева пишет портрет актера «Коляда-театра» Олега Ягодина.

21 апреля 2021 г.

Петрушка супрематический

В блоге для начинающих театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ — новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева, Нижегородский ТЮЗ, режиссер Елена Фирстова, художник Ольга Лагеда

7 апреля 2021 г.

Чеховская ловушка

В блоге для начинающих театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ — новая публикация. Мария Сандалова пишет о спектакле «Русское варенье» Людмилы Улицкой, реж. Тимур Насиров, Театр на Спасской, Киров

2 апреля 2021 г.

Комната скорби

В блоге для начинающих театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ — новая публикация. Алина Сагачеева пишет ретрорецензию на спектакль Камы Гинкаса «Комната смеха» по пьесе Олега Богаева «Русская народная почта» (1998). Театр п/р Олега Табакова. В главной роли - Олег Табаков.

19 марта 2021 г.

Аисты любят соломенные крыши

В блоге для начинающих театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ — новая публикация. Ирина Галяуова пишет о спектакле «Долина аистов» Иона Друце, реж. Тимур Галеев, Старооскольский театр для детей и молодежи имени Б. Равенских

15 марта 2021 г.

Осколки Джульетты

В блоге для начинающих театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ — новая публикация. Анастасия Воронкова пишет о спектакле «Джульетта», авторы спектакля Эне-Лийс Семпер и Тийт Оясоо (Эстония), БДТ имени Г.А. Товстоногова

10 марта 2021 г.

Спор аристократов

В блоге для начинающих театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ — новая публикация. Елена Григорьева пишет о спектакле «История одного преступления» Ольги Михайловой, реж. Егор Чернышов, Театр на Спасской, Киров

4 марта 2021 г.

На родине для него счастья нет

В блоге для начинающих театральных критиков «Start Up» СТД РФ новая публикация. Лана Екнич пишет о спектакле «Картина» Николая Коляды, реж. Николай Коляда, Коляда-театр, Екатеринбург

4 марта 2021 г.

Имейте совесть и делайте что хотите

О том, на какого зрителя лучше ориентироваться режиссеру, какой выбор стоит перед молодым артистом и куда может завести отсутствие совести, журнал "Русский мир.ru" беседует с основателем и художественным руководителем Новосибирского городского драматического театра, секретарем Союза театральных деятелей, председателем Новосибирского отделения СТД РФ заслуженным деятелем искусств РФ режиссером Сергеем Афанасьевым.

23 февраля 2021 г.

Борьба и поклонение стихии

В блоге для начинающих театральных критиков «Start Up» СТД РФ новая публикация. Степан Каменев пишет о спектакле «Вратарь и море» по Марии Парр, Тверской ТЮЗ, реж. Иван Пачин

16 февраля 2021 г.

Какая разница, к кому быть равнодушным?

В блоге для начинающих театральных критиков «Start Up» СТД РФ новая публикация. Лара Бессмертная пишет о спектакле «Свидетельские показания» Дмитрия Данилова, Никитинский театр, Воронеж, реж. Борис Алексеев

26 января 2021 г.

Недетский сад

В блоге для начинающих театральных критиков «Start Up» СТД РФ новая публикация. Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Горка» Алексея Житковского, реж. Иван Миневцев, Нижневартовский городской театр, Ханты-Мансийский автономный округ

19 января 2021 г.

Вы сейчас находитесь здесь

В блоге для начинающих театральных критиков «Start Up» СТД РФ новая публикация. Елена Жатько пишет о спектакле «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова, театр «ОКОЛО дома Станиславского», реж. Максим Громов, художник Сергей Тырышкин

13 января 2021 г.

Усидеть на троне

В блоге для начинающих театральных критиков «Start Up» СТД РФ новая публикация. Драматург Александра Стрижевская пишет о спектакле «Ричард 2020» по Уильяму Шекспиру, реж. Родион Барышев, Аппарат.театр, Москва

11 января 2021 г.

Добрые дела с Городничим

В блоге для начинающих театральных критиков «Start Up» СТД РФ новая публикация. Ирина Винтерле пишет о спектакле «Ревизор» Николая Гоголя, реж. Андрей Сидельников, театр «Суббота», Санкт-Петербург

28 декабря 2020 г.

Одна из вас

Полина Зонова пишет о спектакле 2018 года «Васса» М. Горького, Нижегородский ТЮЗ, реж. Илья Ротенберг

27 декабря 2020 г.

За миг до гибели

В блоге для начинающих театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ - новая публикация. Анна Кочергина пишет о спектакле «Королева красоты» Мартина Макдонаха, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань, реж. Александр Беляев

17 декабря 2020 г.

Товарищ песни

В блоге для начинающих театральных критиков "Start Up" СТД РФ новая публикация. Надежда Новикова делится актерским портретом Натальи Рожковой, актрисы театра «Около дома Станиславского».

14 декабря 2020 г.

Хоровод бесчувствия

Анна Шалунова пишет о спектакле «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, Опера Бастий (Париж, Франция), реж. Дмитрий Черняков.

16 ноября 2020 г.

Модернизация фантастики

В блоге для начинающих театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ - новая публикация. Степан Каменев пишет о спектакле «По просторам Вселенной» по повести Кира Булычёва «Путешествие Алисы», Тверской ТЮЗ, реж. Евгений Зимин

4 ноября 2020 г.

Удушье

Ольга Школина пишет о спектакле «АНТИгона дыши!» по Софоклу, опера для драматических актёров, Пермский Театр-Театр, реж. Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов, либретто – Женя Беркович

28 октября 2020 г.

Кроме шуток

Евгения Ноздрачёва пишет о спектакле «UP», лаборатория «40+», фестиваль «АртМиграция», Боярские палаты СТД РФ, Москва. Режиссёр Денис Азаров.

20 октября 2020 г.

Танец русской мысли

В Москве в сентябре прошел VIII Всероссийский фестиваль «АртМиграция» СТД РФ, на котором традиционно были представлены спектакли молодых режиссёров, получивших столичное образование и работающих в регионах. Участница Лаборатории молодой критики Анна Кочергина (г. Астрахань) выбрала из них три постановки по произведениям русской классики, которые, по её мнению, непременно стоит увидеть.

29 сентября 2020 г.

Три языка

В блоге для начинающих театральных критиков - новая публикация.Елена Жданова из Иркутск пишет о диджитал-спектакле «Пушечное мясо» Павла Пряжко, реж. Дмитрий Волкострелов, продюсер Евгения Шерменева

19 сентября 2020 г.

Вы еще не готовы

В блоге для молодых театральных критиков новая публикация. Лариса Малышева пишет о спектакле «Репетиция. История(и) театра (I)», реж. Мило Рау, Международный институт политического убийства (Цюрих, Гент, Берлин), Национальный театр Валлонии-Брюсселя

2 сентября 2020 г.

Неидеальные люди

Алиса Литвинова пишет о спектакле «Три сестры» Антона Чехова, реж. Тимофей Кулябин, Новосибирский театр «Красный факел».

4 августа 2020 г.

Смешные лекции о смерти

Софья Уфимцева пишет о спектакле «Смерть на работе» Юкка Хютти, Pop-up театр (Россия) и фестиваль «Балтийский круг» (Финляндия), реж. Семен Александровский, сценограф Ксения Перетрухина.

19 июля 2020 г.

Через тьму – к свету

Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Горемычные танцы», реж. Александр Артёмов, театр ТРУ, Санкт-Петербург

12 июля 2020 г.

Челябинский молодежный: от Тенгиза Махарадзе до Ивана Миневцева

Блогер Diletant74 беседует с главным режиссером Челябинского молодежного театра Иваном Миневцевым о Тенгизе Махарадзе и на другие темы.

7 июля 2020 г.

Есть кто дома?

Анна Меркушина пишет о работах диджитал-театра в период самоизоляции: спектаклях проекта «Импресарио» — «Погружение» и «9 движений», а также о спектакле «Трепет штор» Артема Томилова петербургской театральной компании «Перфобуфет».

22 июня 2020 г.

Протест против абсурда взрослых

В блоге для молодых театральных критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Елена Жатько пишет о спектакле «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой в Зимнем саду театра «Школа современной пьесы», реж. Филипп Гуревич.

15 июня 2020 г.

Маршак в ожидании поезда

В блоге для молодых театральных критиков «Старт Ап» СТД РФ - новая публикация. Екатерина Сырцева пишет о спектакле «Маршак. Четыре сказки», реж. Владимир Антипов, художник Антон Батанов. Театр «За Черной речкой», Санкт-Петербург

6 июня 2020 г.

Куклы из театра императрицы

Елена Жданова - о  спектакле Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова «Любовь - книга золотая»

28 мая 2020 г.

Ирина Холмогорова: «Восемь дней в году мы абсолютно свободны»

В блоге для начинающих театроведов "Старт Ап" СТД РФ  новая публикация. Андрей Новашов беседует с театральным критиком Ириной Холмогоровой о ее семинаре для провинциальных критиков и о современном театре.

20 мая 2020 г.

Остановись мгновенье, ты ужасно!

Елена Александровская — о пьесе Михаила Булгакова «Адам и Ева».

14 мая 2020 г.

Одиночество в семье

Александра Коковина — о спектакле «Тараканы» Полины Бабушкиной по рассказу Алексея Варламова. Архангельский театр драмы имени М. Ломоносова. Реж. Полина Золотовицкая.

2 мая 2020 г.

Страна Айгул

Евгения Ноздрачева — о спектакле «Страна Айгуль» Мустая Карима. Русский драматический театр, Стерлитамак, Башкирия. Режиссер Людмила Исмайлова.

20 апреля 2020 г.

Отказ от детства

Ангелина Куликова — о спектакле «Ромео&Джульетта» по Уильяму Шекспиру. 3 актерский курс Школы-студии МХАТ (художественный руководитель — Евгений Писарев). Режиссер-педагог и хореограф — Алла Сигалова.

13 апреля 2020 г.

Анна - это ты

Ирина Пекарская — о спектакле «Серёжа» по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина», реж. Дмитрий Крымов, МХТ имени А.П. Чехова

6 апреля 2020 г.

Бегство от всех войн

"Беглый" по роману Спартака Ильясова, реж. Айрат Абушахманов, Башкирский драматический театр, Стерлитамак, Башкортостан. Рецензия Азалии Балгазиной.

30 марта 2020 г.

Островский. Кино

"Таланты и поклонники" Александра Островского, Хабаровский ТЮЗ, реж. Павел Макаров. Рецензия Наталии Ивацик.

7 июня 2019 г.

Памяти Владимира Левертова

В память о режиссере и педагоге в Учебном театре ГИТИСа прошел вечер, в котором приняли участие его ученики – известные актеры и режиссеры: Татьяна Догилева, Юрий Стоянов, Алексей Земский, Виктор Сухоруков, Евгения Добровольская, Иван Шаболтас, Татьяна Веденеева, Михаил Богдасаров, Андрей Звягинцев, Юлия Свежакова, Владимир Мишуков...

28 декабря 2018 г.

Год театра в России

9 декабря 2018 г.

СТД Республики Коми – 70!

4 декабря 2018 года в Академическом театре драмы им. В. Савина состоялся праздничный вечер «Под знаком СТД», посвященный 70-летию Союза театральных деятелей Республики Коми – самого многочисленного творческого Союза в Республике Коми.

19 сентября 2018 г.

Лаборатория 40+

Две недели тринадцать артистов из разных городов России от Хабаровска до Элисты провели в Доме творчества «Актер-Руза», где вместе с молодыми коллегами создавали спектакль о театре и своей жизни.

20 марта 2018 г.

Театральная энциклопедия Алтайского края

27 марта 2018 г. в Белом зале Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая состоится презентация нового издания – «Театральной энциклопедии Алтайского края».

22 декабря 2017 г.

Русский театр за рубежом | 2017

В 2017 году Центр поддержки русского театра за рубежом СТД РФ провел серию мероприятий: мастер-классы, тренинги, режиссерские лаборатории. Рассказываем подробно.

4 декабря 2017 г.

Театр и мир. Точки контакта

23–24 ноября в Тамбове проходила межрегиональная конференция «Театр и мир. Точки контакта», организованная СТД РФ и Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области. 

30 ноября 2017 г.

Осенний дайджест

Самое-самое из жизни региональных отделений Союза за три осенних месяца.

15 октября 2017 г.

Уральская зона

С 25 по 29 сентября в Челябинске проходил Уральский театральный форум СТД РФ. Этот уникальный формат мероприятия хорошо известен в театральной России. Обсуждение серьезных вопросов в кругу коллег, интенсивные тренинги для артистов, семинары для завлитов и PR- специалистов, мастер-классы для гримеров, художников и технологов. Ни одна театральная профессия не останется без внимания.

31 августа 2017 г.

Летний дайджест

Театральное межсезонье подходит к концу. Публикуем дайджест за июнь и июль. Делимся новостями из жизни Союза за два летних месяца.

11 июля 2017 г.

Резиденция СТД РФ

В июне 2017 года Платоновский фестиваль искусств и Международный отдел СТД РФ провели первую международную резиденцию в рамках фестиваля.

10 июля 2017 г.

Авторская сцена - 2017

С 1 по 10 июня в Рязани проходил очередной всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Принимал семинар Рязанский областной театр драмы.

30 июня 2017 г.

Июньский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем июньский ТОП-4.

31 мая 2017 г.

Майский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем майский ТОП-8.

30 апреля 2017 г.

Апрельский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Представляем апрельский ТОП-7.

31 марта 2017 г.

Мартовский дайджест

В последний день месяца мы публикуем дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем мартовский ТОП-13.

28 февраля 2017 г.

Февральский дайджест

С нового года вводим новую традицию. В последний день каждого месяца мы будем публиковать дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем февральский ТОП-7.

21 февраля 2017 г.

Роман Виктюк: свой среди своих

20 февраля на традиционном Приеме Председателя СТД РФ театральные деятели Москвы чествовали народного артиста Украины и России, создателя авторского театра, режиссера Романа Григорьевича Виктюка.

31 января 2017 г.

Январский дайджест

С нового года вводим новую традицию. В последний день каждого месяца мы будем публиковать дайджест новостей от региональных отделений Союза театральных деятелей. Итак, представляем первый январский ТОП-5.

18 января 2017 г.

Сказка на здоровье!

В последние дни уходящего 2016 года под эгидой Рязанского отделения Союза театральных деятелей РФ рязанские театры приняли участие в новом благотворительном проекте «Сказка на здоровье!»

21 декабря 2016 г.

АВТОРСКАЯ СЦЕНА.POSTFACTUM

На Всероссийском семинаре драматургов «Авторская сцена» в Бурятии осенью прошлого года была представлена пьеса «Дорога на Хохотуй» молодого драматурга из Новосибирска Екатерины Гилевой.

23 ноября 2016 г.

Новосибирский "Парадиз"

21 ноября в Камерном зале филармонии состоялась торжественная церемония вручения театральной премии «Парадиз», на которой были отмечены самые яркие работы прошлого театрального сезона.

4 октября 2016 г.

Зеркало Сцены - 2016

С 30 сентября по 6 октября в г. Рязани во второй раз прошел профессиональный театральный фестиваль-премия «Зеркало сцены». Главное театральное событие региона было организовано и проведено Рязанским отделением СТД РФ при поддержке Правительства Рязанской области и регионального министерства культуры и туризма.

26 сентября 2016 г.

Премии - молодым!

22 сентября в новосибирской студии ГТРК во второй раз была вручена премия молодым актерам театра и деятелям кино имени Владлена Бирюкова.

26 июля 2016 г.

Авторская сцена - 2016

С 1 по 10 июня в г. Саратове проходил очередной всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Принимал семинар Саратовский академический театр драмы им. И.А.Слонова.

17 мая 2016 г.

Рождение замысла

С 25 по 30 апреля в Алтайском краевом отделении СТД РФ проходил фестиваль «Рождение замысла». В фестивале принимали участие артисты профессиональных театров края, получившие в 2015 году стипендию Союза на свои проекты.

10 мая 2016 г.

Снимается кино

В апреле в Верхней Сысерти, что под Екатеринбургом, проходил Второй Семинар творческой молодежи, посвященный Году кино, проходящему в России. О том, что там происходило в течение 5 дней при участии 80 молодых творцов (артистов, режиссеров, композиторов, писателей и художников) и какое отношение к кино имеет наш Союз - в нашем сюжете.

22 апреля 2016 г.

Дом, в котором живет любовь

Дом ветеранов сцены в Санкт-Петербурге, основанный актрисой Александринского театра Марией Гавриловной Савиной, отметил свое 120-летие. 19 апреля 2016 года в Дом поздравить именинников пришли Александр Калягин, Сергей Паршин, Владимир Рецептер, Николай Мартон, Семен Альтов и многие другие.

6 апреля 2016 г.

Золотые люди СТД

Сегодня в наших «Сюжетах» три героя - Александр Романов (Златоуст), Ольга Казаковцева (Барнаул) и Елена Кривошеева (Киров). Это наши люди в регионах, люди, на которых держится наш Союз. И которых мы поздравляем с присвоением Высшей награды Союза - Золотого знака СТД РФ.

29 марта 2016 г.

Артмиграция 2015

Уже три года подряд в начале осени в Москву, на Страстной бульвар, со всей России и стран Ближнего зарубежья съезжается театральная молодежь. Это Всероссийский молодежный театральный форум-фестиваль «АРТМИГРАЦИЯ»!
Только что Союз театральных деятелей открыл прием заявок на «АРТМИГРАЦИЮ» 2016. А пока предлагаем вам вспомнить, как проходила наша предыдущая Встреча. 

8 марта 2016 г.

Суровый талант Владимира Этуша

7 марта в Театральном центре СТД РФ "На Страстном" состоялся прием Председателя СТД РФ. Александр Калягин вручил Премию Председателя СТД РФ патриарху вахтанговской сцены, народному артисту СССР Владимиру Этушу.

24 сентября 2015 г.

Близкий Дальний Восток

С 6 по 9 сентября в Хабаровске проходил Дальневосточный театральный форум СТД РФ. Этот уникальный формат уже хорошо известен в театральной России. Все знают: если Союз приглашает на форум - надо ехать. 

22 сентября 2015 г.

Триумф «Авторской сцены»

С 5 по 14 сентября в Бурятии в г. Улан-Удэ проходил очередной Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Результаты впечатляют: 4 из 6 пьес будут поставлены на сцене Государственного русского драматического театра им. Н.А.Бестужева.

30 июля 2015 г.

Летняя школа: карта памяти

"Я не испытывал ничего более прекрасного за всю свою жизнь, чем за этот месяц, проведенный в Летней театральной школе при СТД. Скажу так — это рай для актеров". Мераб Кусикашвили

23 июня 2015 г.

Новосибирск: назад в 70-е

20 июня в Летнем дворике Дома Актера прошел XIX ежегодный конкурс Новосибирского отделения СТД РФ «Поют артисты драматических театров». Конкурс был посвящен музыке 70-х - времени, когда Пугачева выступала с «Веселыми ребятами», Боб Марли уже стал культовым, группа Queen только образовалась,а Владимир Высоцкий играл «Гамлета» в театре на Таганке

23 июня 2015 г.

Борис Константинов: "Куклы - это далеко и не только белочки и зайчики"

16 июня в Летней театральной школе СТД РФ состоялся мастер-класс главного режиссера Государственного академического Центрального театра кукол им. С. В. Образцова, лауреата Национальной премии «Золотая Маска» Бориса Константинова.

17 июня 2015 г.

Сохранить в себе ребенка…

12 июня в рамках IX Летней театральной школы СТД РФ прошел мастер-класс народного артиста России, художественного руководителя Академического Малого драматического театра — театра Европы, профессора, заведующего кафедрой режиссуры и актерского мастерства Санкт-Петербургской академии театрального искусства Льва Додина

11 июня 2015 г.

Звезды театральной Тамбовщины

8 июня 2015 года в Шоршоровском сквере города Тамбова, у стены Тамбовского драматического театра была торжественно открыта «Аллея Звёзд театральной Тамбовщины». В церемонии открытия Аллеи Звезд принял участие Секретарь СТД РФ, народный артист России Игорь Костолевский

10 июня 2015 г.

Открыты к восприятию нового

6 июня в творческой резиденции СТД РФ «Звенигород» состоялась встреча российского театрального режиссёра, основателя и художественного руководителя Театра «Студия театрального искусства» Сергея Женовача с участниками IX Международной летней театральной школы

9 июня 2015 г.

Вячеслав Полунин: «Театр – это повод собраться вместе и любить друг друга»

4 июня в творческой резиденции СТД РФ «Звенигород» состоялась встреча режиссера, актера, клоуна Вячеслава Полунина с участниками IX Международной летней театральной школы

20 мая 2015 г.

Золото Союза

18 мая в СТД РФ состоялось радостное событие - вручение высшей награды Союза: народной артистке СССР Юлии Константиновне Борисовой, народному артисту СССР Сергею Юрьевичу Юрскому и директору Центральной научной библиотеки СТД РФ, заслуженному работнику культуры РФ Вячеславу Петровичу Нечаеву

4 мая 2015 г.

Живая память

К 70-летию Победы мы подготовили серию интервью с ветеранами Великой Отечественной Войны. Эти люди, поколение победителей,  - живая память о том, какие страшные испытания выпали на долю нашего народа. Низкий вам поклон и наша благодарность.

7 апреля 2015 г.

В феврале - стихия, в марте - гусеницы

Творческая жизнь в наших региональных отделениях бьет ключом. О том, как закончилась зима и началась весна в Кемерово, рассказывают наши коллеги из Кемеровского регионального отделения СТД РФ

2 апреля 2015 г.

В честь юбилея — парад капустников. И не только!

30 марта в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина состоялся праздник, посвящённый 60-летию Белгородского отделения Союза театральных деятелей России.

20 февраля 2015 г.

Радость Веры Васильевой

16 февраля на традиционном Приеме Председателя СТД РФ театральные деятели Москвы чествовали народную артистку СССР Веру Васильеву. Вера Кузьминична, ставшая лауреатом Премии Председателя СТД РФ, благодарила собравшихся за ту радость, которую ей доставил этот вечер. Хотя справедливее было бы сказать, что это встреча с Верой Кузьминичной была счастьем для всех нас

12 февраля 2015 г.

Вспоминая клин-10

В декабре 2014 года в «Боярских палатах» СТД РФ состоялась юбилейная выставка молодых театральных и кино художников «КЛИН10». Предлагаем вам увидеть своими глазами, как это было

21 января 2015 г.

А можно взять – и почитать!

А вы знаете, что наш интернет-проект START UP, посвященный молодежным программам СТД РФ, является также площадкой для высказывания молодых? На сайте под чутким руководством Павла Руднева работает блог критических дебютов, насчитывающий сегодня уже более 60 публикаций. Мы решили сделать своего рода навигатор, чтобы все желающие могли узнать, какое оно - будущее нашей театральной критики.

17 ноября 2014 г.

Театральный век Самары

С 5 по 7 ноября в ЦДА им.Яблочкиной проходили Дни театрального искусства Самарского региона в Москве. Так завершился праздничный марафон, начавшийся в Самаре 27 октября и посвященный столетнему юбилею Самарского регионального отделения СТД РФ. О том, что случилось на Волге сто лет назад, чем памятна Самара Марии Кнушевицкой и Александру Калягину, какую песню поет мегаполис Москва - в нашем сюжете.

15 октября 2014 г.

Новости регионов. Новосибирск и Тыва

Мощь Союза театральных деятелей России заключается в его региональных отделениях. Региональное отделение СТД РФ объединяет не только членов Союза, работающих практически в каждом театре данной республики, области или края, но и всех театральных деятелей региона. Без новостей  отделений об их проектах и инициативах, радостях и проблемах картина жизни и деятельности Союза была бы неполной. 

13 октября 2014 г.

75 и 30. Праздник в Кемерово

В 2014 году исполнилось 75 лет Кемеровскому региональному отделению СТД РФ (ВТО) и 30 лет со дня открытия Дома Актёра. Это, безусловно, стало важным событием для театральных деятелей Кузбасса. Поэтому задолго до финального праздника начались юбилейные мероприятия, в которых принимали участие многие артисты кемеровских театров.

2 октября 2014 г.

Южный форум: театр, время, перемены

С 25 по 29 сентября в Ростове-на-Дону проходил Южный театральный форум СТД РФ «Театр. Время перемен». Уже много лет Союз проводит форумы, участниками которых являются театральные деятели одного из федеральных округов России. Город, принимающий форум, становится на несколько дней настоящей театральной столицей России.

22 сентября 2014 г.

Артмиграция: инициатива и подвижность

С 8 по 13 сентября в Москве проходил Второй Всероссийский театральный форум-фестиваль «Артмиграция». В названии этого проекта соединились два понятия, определяющие для нас молодежную театральную культуру. Арт – это искусство, а искусство - всегда инициатива. Миграция – подвижность. Инициатива и подвижность – вот признаки молодежной театральной культуры.

8 июля 2014 г.

«Рузу» продали! «Актер» разрушили! Куда податься?

В первую неделю июля состоялись два события, которые можно было бы объединить следующей фразой официального пресс-релиза: успешно реализован очередной этап Программы развития здравниц Союза театральных деятелей России — открыты для отдыхающих санаторий «Актер» в Сочи и Дом творчества «Руза». Но мы не хотим писать официальный пресс-релиз. Мы хотим делиться с вами своей радостью.
24 июня 2014 г.

Вспоминая Ялтинскую театральную конференцию

28-29 мая в Доме творчества СТД РФ «Актер» (Крым, Ялта) состоялась Ялтинская театральная конференция — рабочее совещание, в котором приняли участие руководители СТД РФ и региональных организаций Союза. В нашем сюжете вы узнаете, как это было. А было это замечательно!

28 мая 2014 г.

Церемония закрытия Фестиваля «Браво!»

28 мая на сцене Свердловского академического театра драмы пройдет церемония закрытия Фестиваля «Браво!», подводящего итоги минувшего театрального года в Свердловской области. 

Прямой эфир с закрытия фестиваля вы можете посмотреть на нашем сайте. (Начало в 16:30 по московскому времени)

18 апреля 2014 г.

«Золотая Маска» Олега Шейнциса

В этом году «Золотая Маска» вручается в двадцатый раз. И сегодня мы не можем не вспомнить о ее создателе - художнике Олеге Ароновиче Шейнцисе, который хотел, чтобы «этот символ театра, «Золотая Маска», украшал жизнь моих талантливых друзей, доставлял им радость»

22 марта 2014 г.

Леонид Хейфец: «Стараюсь говорить правду»

24 февраля на Приеме Председателя СТД РФ Александр Калягин вручил Леониду Ефимовичу Хейфецу Премию Председателя. Почему Леонид Хейфец всегда старается говорить правду, как Всероссийское театральное общество изменило его жизнь и где работают самые прекрасные женщины в мире - смотрите в нашем видеорепортаже.

21 марта 2014 г.

Весь мир в Кардиффе

С 5 по 15 сентября в славном уэльском городе Кардифф (Великобритания) состоялась третья выставка всемирной сценографии - World Stage Design 2013 (WSD 2013). О том, как делался один из крупнейших проектов Всемирной Организации Сценографов, Театральных Архитекторов и Технологов (OISTAT) и какую планку задали молодые русские сценографы - в нашем материале.

17 марта 2014 г.

Искусство ради жизни

17 февраля в Театре балета «Щелкунчик» в Екатеринбурге прошел благотворительный марафон «Искусство ради жизни», посвящённый Международному Дню борьбы с детским раком, в котором приняли участие ведущие театры и творческие коллективы Екатеринбурга.

9 февраля 2014 г.

Искусство ради жизни

13 марта в Театре балета «Щелкунчик» в Екатеринбурге прошел благотворительный марафон «Искусство ради жизни», посвящённый Международному Дню борьбы с детским раком, в котором приняли участие ведущие театры и творческие коллективы Екатеринбурга.